ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В КАЗАХСТАНЕ
Главная / Нормативно-правовая база / Аккредитация дуальных программ

ПОРЯДОК АККРЕДИТАЦИИ ДВОЙНЫХ ПРОГРАММ

ПОРЯДОК АККРЕДИТАЦИИ ДВОЙНЫХ ПРОГРАММ

 

«КАЗДУАЛ – Внедрение двойной структуры в Казахстане» – это трехлетний проект, софинансируемый Программой повышения квалификации в сфере высшего образования (Эразмус плюс). Проект начался в январе 2021 года и завершится в январе 2024 года. Проект служит пилотным проектом для разработки необходимых правил и рекомендаций на политическом уровне для создания гибкой двойной системы через профессиональное образование на уровне профессионального и высшего образования.

 

Пилотирование отдельных курсов D3.3 по системе KAZDUAL будет проводиться в течение 2022-2023 учебного года. В течение одного учебного года компании, колледжи и вузы будут работать по установленной программе после дуального обучения. Это послужит ориентиром для МОН РК для внесения изменений на национальном уровне. Осуществляя их пилотные внедрения в ходе проекта, МОН РК сможет проанализировать достигнутые результаты.

 

Согласно заявке, пилотная аккредитация в рамках WP3 «D3.4 Пилотирование процедур аккредитации для выбранных курсов (самооценка, ознакомительные поездки и т. д.)»:

 

IQAA, ACQUIN и члены CEENQA проведут аккредитацию выбранных программ. Это тоже часть QA. В их документации представлены результаты анализа и обобщения отдельных внедрений после пилотного тестирования. Веха М32 проекта.

• Пилотные программы должны служить для пересмотра стандартов, поскольку часто они не соответствуют потребностям предприятий и улучшат средства обучения и преподавания, методологии и педагогические подходы.

• Во время выбора пилотных программ каждый вуз представит определенную конкретную концепцию двойной практики с выбранными компаниями, чтобы заключить соглашения об их участии в пилотной учебной программе, которая начнется в 2022-2023 учебном году.

• Выбор пилотных программ, основанный на результатах подготовительного периода, будет использоваться вузами для определения конкретной концепции двойной практики с выбранными компаниями, чтобы не только обеспечить гибкую профессиональную программу, включая гибкость программных концепций и продолжительность стажировок и практических этапов, а также заключить соглашения с частным сектором для пилотных программ в 2022-2023 учебном году.

 

Вышеизложенное будет иметь в качестве основного результата законодательную базу и процедуры аккредитации дуального профессионального образования, необходимые для создания Модели дуальной системы в Казахстане.

 

2.План работы

 

Согласно заявке проекта, этот РП охватывает период 2022-2023 гг. проекта. Вовлеченные партнеры в целом согласились с предлагаемыми временными рамками для WP3, принимая во внимание перенос всех мероприятий в виртуальную среду и проведение встреч. Подробный план работы представлен ниже

Overview of important milestones/tasks

 

 

 

 

Task Nr.

Task Description

Milestone

Responsible partners

1.1

Introduction to accreditation procedures (Workshop-Q&A session)

Nov 22

ACQUIN-CEENQA-IQAA

Subtasks

ACQUIN workshop

early Nov 22

all partners

 

Administrative requirements from universities side solved

mid Nov 22

universities-colleges

 

Appointment of a Kazdual Accreditation Team (contact persons in each organization)

mid Nov 22

all partners

 

Agreement on applicable standards

until December 2022

ACQUIN-CEENQA-IQAA

 

Agreement on the number of programs and applicants

end Nov 22

universities-colleges

 

Discussion on minimum requirements for calling a program "dual"

December 22

universities-colleges

 

Checking with Ministry of Education & IQAA

December 22

 

 

Finalised curricula

Dec 22

universities-colleges

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Universities & colleges will apply a request to ACQUIN/CEENQA (template will be provided)

Dec 22

universities-colleges

Subtasks

Application request for the pilot evaluation

 

universities-colleges

 

Workplan and activities agreed by all educational partners

 

universities-colleges

 

 

 

 

1.3

Guidelines to partners for the preparation of the self-evaluation report

Dec 22-Mar 23

ACQUIN-CEENQA-IQAA

Subtasks

Bayreuth workshop guidelines shared with partners

Done in Bayreuth - ppt on content shared already

ACQUIN-CEENQA

 

Monitoring of partners progress every 3 weeks

 

ACQUIN-CEENQA

 

Checking of self-evaluation reports initial drafts-good drafts-final

 

ACQUIN-CEENQA-IQAA

 

Final self-evaluation reports sent

17thMarch 2023

(hard deadline)

universities-colleges

1.4

Recruitment & training of expert group

 

ACQUIN-CEENQA-IQAA in consultation with all

Subtasks

Profile of expert group - number of expert group

Dec 22

 

 

Expert Group identified

Feb 23

 

 

Preparation of a schedule for site visit (sessions to be adapted as pilots/light version)

January 2023

 

1.5

Conduction of online conference (site visit)

Mid-End May 23

ACQUIN-CEENQA-IQAA

Subtasks

Guidelines and tips for preparing for the site visit (see also Bayreuth workshop)

Feb 23

CEENQA

 

Identification of common date 3 months earlier

Feb 23

ACQUIN-CEENQA-IQAA

1.6

Compilation of the Evaluation Report

June-July 23

ACQUIN-CEENQA-IQAA

Subtasks

Writing of reports during summer

 

 

1.7

Feedback from educational institutions on the Evaluation report

Aug 23

universities-colleges

 

Распределение ролей – внутренние встречи WP3

 

Роли, как описано в приложении:

 

• Параллельно аккредитация и нормативные процедуры будут контролироваться TKK (IQA) и ACQUIN (EQA). CEENQA предоставит экспертов на пилотном этапе, а МОН РК будет наблюдать за реализацией проекта, чтобы определить изменения в правилах или законодательстве. На уровне обеспечения качества проект дополнительно обогащается за счет участия TKK в Эстонии для внутреннего применения и доставки ESG и Процедуры обеспечения качества.

CEENQA, ассоциация агентств по аккредитации в Центральной и Восточной Европе, предоставит экспертов и рецензентов на этапе пилотного проекта. IQAA также будет представлена там и будет учиться применять процедуры, участвуя в пилотных проектах.

IQAA как часть CEENQA также является отличным каналом для распространения и использования сети для повышения качества профессиональных практикующих специалистов в области высшего образования.

• МОН РК будет активно участвовать в разработке наиболее оптимизированной модели двойного высшего образования, поскольку она послужит примером для подражания правительству страны. В зависимости от региона и сектора модель сотрудничества с промышленностью и компаниями может различаться, но проект установит общие стандарты для различных сценариев сотрудничества между казахстанскими студентами, вузами, профессиональными центрами и компаниями.

 

Split of tasks and sub-tasks as per workplan

Activity

Lead partner

Supporting partner

Milestone

1.1 Agreement on applicable standards

CEENQA

ACQUIN-IQAA-TTK-Kazakh partners

 

QA Expert Dr. Carlos Machado provides feedback

1st good draft December 2022

2nd refined March 2023

3rd final after pilots August 2023

1.1 Program requirements (program “identity” card)

ACQUIN

LN

CEENQA

December 2022

1.2 Application request

ACQUIN

GM

CEENQA- Kazakh partners

December 2022

1.2 Workplan and activities updates, meeting minutes and monitoring

ACQUIN

GM

CEENQA-Coordinator BS

Ongoing

1.3 Preparation of self-evaluation reports

ACQUIN LN-YB

CEENQA - Kazakh partners

Support from TTK if needed based on their practice

Common template

December 2022 shared

 

Monitoring progress x3 mid.January-beg.February-mid.March 2023

1.3 Checking of final self-evaluation reports including traceability of files for experts

ACQUIN LN-YB

CEENQA

Mid-end March 2023

1.4 Recruitment and training of expert group

CEENQA

ACQUIN-TTK-IQAA and OVGU provide expert suggestions

Dec 2022-Feb 2023

1.4 Profile of expert group (matrix template – numbers)

CEENQA

ACQUIN will provide common template for profiles of experts & letter of identification of experts

 

QA Expert Dr. Carlos Machado provides feedback

Dec 2022

1.4 Training of experts

ACQUIN-CEENQA

IQAA-TTK can also participate

End February 2023

1.4 Scheduling pilot visits agenda

ACQUIN

CEENQA-IQAA Kazakh partners

Finding common dates for all 6 pilots by January 2023

 

Agenda draft January 2023

1.5 Conduction of site visits (preparation of Kazakh partners)

ACQUIN-CEENQA

IQAA-TTK can also participate

End April 2023 brief workshop for how to best present their uni-college

1.5 Conduction of site visits

ACQUIN- CEENQA

 

IQAA participates as observer

Early-mid May 2023

1.5 Pilot splits

ACQUIN Pilot Nr. 1,3,5,6

CEENQA Pilot Nr. 2 & 4

 

1.6 Compilation of reports

ACQUIN-CEENQA

QA Expert Carlos Machado & TTK provide feedback on template

Template common by January 2023

June-July 2023

1.7 Feedback of education partners

ACQUIN-CEENQA

Kazakh partners

Fine-tuning of reports August 2023

1.7 Certificates of training for KazDual accreditation team

ACQUIN-CEENQA

Kazakh partners

June 2023

 

 

Introduction to accreditation procedures (Workshop-Q&A session)

 

Appointment of a KazDual Accreditation Team (contact persons in each organisation)

Partner

Name-Surname

Role

E-mail

Coordinator

Bayan Sapargaliyeva

National Coordinator/

Project Manager

bayan_sapargaliyeva@mail.ru,

bonya_sh@mail.ru

ACQUIN

Giorina Maratsi

Project Manager

maratsi@acquin.org

ACQUIN

Dr. Lyazzat Nugumanova

Project Manager

nugumanova@acquin.org

CEENQA

Jan Philipp Engelmann

Project Manager

secretariat@ceenqa.org

CEENQA

Maja Milas

Project Manager

maja.milas@nakvis.si

TKTK

Mihhail Kirejev

Project Manager

mihhail.kirejev@tktk.ee

MERSK

Banu Narbekova

Project Manager

b.narbekova@edu.gov.kz

IQAA

Karylga Jigitcheyeva

Project member

jigitcheyeva@iqaa.kz

M. Auezov South-Kazakhstan University

BakhytkulAbdizhapparova

Project member

b.abdizhapparova@auezov.edu.kz

AlmazKaldybayev

Executive in charge of pilot accreditation

almich84@mail.ru

Abai Kazakh National Pedagogical University

AsselAkpayeva

Project member/

Associate Professor of the Department of Primary Education

 

akpayeva@mail.ru

 

Bayan Sapargaliyeva

Project Manager

bayan_sapargaliyeva@mail.ru,

bonya_sh@mail.ru

Shakarim University of Semey

Askar Kasymov

Project Manager

festland2@yandex.kz

BuketovKaragandy University

Svetlana Karstina

Project Manager

skarstina@mail.ru

Electrotechnical college

AkmaralImanbekova

Project Manager

imanbekovaakmaral@mail.ru

Karaganda Higher Polytechnic College

GabdissagytAubakirov

Project Manager

Sagit.aubakirov@mail.ru

 

Руководство для партнеров по подготовке отчета о самооценке

 

Презентации ACQUIN & CEENQA на семинаре по обеспечению качества в Байройте в ноябре 2022 года служат основой для подготовки отчетов о самооценке университетов и колледжей. Дополнительные указания будут предоставлены согласно плану времени. Преданная команда из агентств по аккредитации будет отслеживать прогресс казахстанских партнеров каждые 3 недели и будет служить контактным лицом для ответов на запросы. При необходимости будут проводиться дополнительные онлайн-сессии для поддержки казахстанских партнеров в написании их отчетов.

 

Подбор и обучение экспертной группы

 

Профиль экспертов

Процедура пилотной аккредитации проводится в виде процедуры экспертной оценки. CEENQA и ACQUIN, консультируясь с партнерами по проекту, составят группу опытных и подготовленных экспертов, которые будут выступать в качестве оценщиков для выбранных программ обучения KazDual. Эксперты квалифицированы как в вопросах аккредитации, обеспечения качества, двойного профессионального образования, так и в предмете соответствующей программы.

Профиль эксперта

  1. Горизонтальные требования
  • • Надежность и прозрачность;
  • • Образовательный фон и понимание образовательного процесса (разработка учебных программ, методов обучения, оценка обучения, уровень подготовки);
  • • Навыки письменного и устного общения, а также навыки использования ИКТ;
  • • Хорошее знание английского языка;
  • • Опыт получения высшего образования или ПОО (в зависимости от уровня EQF программы);
  • • Крайне желательно знание Европейской системы обеспечения качества (Болонский процесс, стандарты ESG, показатели EQAVET, EQF);
  • • Крайне желателен опыт предыдущих процедур аккредитации/оценки в национальном или международном контексте.

Конкретные знания

  • • Доскональное знание дуального профессионального образования в Германии
  • • Подтвержденный профессиональный или академический опыт работы в области пилотных программ (минимум 5 лет) для экспертов, не являющихся студентами;
  • • Знание отраслевых и страновых/европейских правил и характеристик.

 

Synthesis of Expert Group

 

Pilot

Requirements

Additional profile requirements

Nr. of experts needed

Pilot 1

A+B

  • Electric Power Engineering

3

(1 professor, 1 practitioner/or international QA expert, 1 student)

Pilot 2

A+B

  • Heat power engineering

3 (1 professor, 1 practitioner/or international QA expert, 1 student)

International expert can be same with Pilot 1

Pilot 3

A+B

  • Primary education with information and communication technologies

3 (1 professor, 1 practitioner/or international QA expert, 1 student)

Pilot 4

A+B

  • Heat power

Same experts with pilot 2

Pilot 5

A+B

  • Technician-Electrician

3

1 professor, 1 expert with VET knowledge common with Pilot 6, 1 student common with pilot 6

Pilot 6

A+B

  • Thermal Power Plants of Thermal Power Plants Equipment Machinist)

1 professor

(other 2 experts are same with pilot 5)

 

 

 

12 experts

 

Ноты:

Как уже говорилось, состав группы экспертов должен быть максимально гибким. В зависимости от предмета и имеющихся экспертов могут быть случаи, когда два профессора (опыт в соответствующей области + опыт двойного обучения) + один студент были бы лучше.

Expert Nr.

Type (professor, international expert or practitioner, student

Relevant for pilot

Suggested nationality

1

professor

Pilot 1

German

2

practitioner/or international expert

Pilot 1, 2, 4

international

3

student

Pilot 1

National Kazakh

4

professor

Pilot 2, 4

German or Kazakh

5

student

Pilot 2, 4

National Kazakh

6

professor

Pilot 3

German

7

practitioner

Pilot 3

German

8

student

Pilot 3

International

9

professor

Pilot 5,

international

10

practitioner/VET expert

Pilot 5, 6

international

11

VET student

Pilot 5, 6

German

12

professor

Pilot 6

National Kazakh

Amount for experts participating in 1 procedure

Whole amount needed (3 experts per procedure=18)

 

  • Пункт о беспристрастности
  • Беспристрастность требует раскрытия таких обстоятельств, которые могут создать впечатление предвзятости. Это может включать, например:
  • • Текущий процесс подачи заявок, слушания по апелляциям или предстоящие изменения;
  • • Стаж работы или учебы менее пяти лет;
  • • Родственники, близкие личные или профессиональные связи или конфликты с сотрудниками университета/поставщика ПОО;
  • • Участие в комиссиях, консультативных комитетах или совещательных органах, которые непосредственно влияют на процедуру сертификации;
  • • В настоящее время осуществляются проекты интенсивного сотрудничества, связанные с рассматриваемой программой обучения;
  • • Оценка членов за последний год.
  •  
  • Задачи эксперта
  • Эксперты должны будут принять участие в следующих задачах:
  • Примите участие в экспертном тренинге для ознакомления со стандартами, которые должны применяться вместе с сессией вопросов и ответов;
  • Ознакомьтесь с отчетами о самооценке учреждений-претендентов;
  •  Рассмотреть все материалы, подготовленные по программе обучения;

Напишите части отчета об оценке на основе их выводов (работу можно разделить между экспертами). Эксперты должны высказать свое мнение о том, следует ли аккредитовать учебную программу в будущем, и предложить какие-либо рекомендации. Партнеры по аккредитации предоставят контрольный список с применимыми стандартами и аспектами, которые необходимо принять во внимание. Окончательные отчеты будут подготовлены ACQUIN & CEENQA на основе письменных отзывов экспертов.

Ресурсы на месте могут быть представлены экспертной группе через онлайн-конференц-связь. При желании национальный эксперт может посетить представителя группы, чтобы оценить, оборудованы ли они для успешного проведения программы обучения.

Процедура пилотной аккредитации представляет собой коллегиальный консультативный процесс, основанный на конструктивной критике: если эксперты видят способы улучшения программы, их следует обсудить с руководителями программы.

 

Проведение онлайн-конференции (выезд на объект)

 

Предоставляется соответствующий шаблон.

Кроме того, во время семинара по обеспечению качества в Байройте
(см. соответствующую презентацию)
CEENQA представил (н)этикет того, как учреждения представляют себя и готовятся к посещению объекта.

 

+7 (707) 350-55-30
Алматы
© 2024 «Данный проект финансируется при поддержке европейской комиссии. Cодержание данной публикации/материала является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения европейской комиссии. Комиссия не может нести ответственность за использование информации, которая в ней содержится»