ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В КАЗАХСТАНЕ
Главная / Стандарты и регламенты аккредитации дуальных программ

Стандарты аккредитации образовательных программ дуального обучения

I. Стандарты аккредитации образовательных программ дуального обучения

 

Общие положения

1. Предоставление государством преференций компаниям и предприятиям, участвующим в реализации дуального обучения в вузах/колледжах.

2. Повышение социальной ответственности компаний и предприятий для подготовки специалистов согласно профессиональным стандартам и Атласа новых профессий по регионам страны.

3. Наличие учебных центров повышения квалификации и переквалификации при производственных предприятиях и их участие в подготовке вузами и колледжами специалистов.

4. Выделение государством и предприятиями грантов на дуальное обучение вузам/колледжам.

5. Правовое регулирование деятельности компаний, участвующих в реализации дуальных программ.

 

1. Политика в области обеспечения качества образовательной программы и академическая честность

 

1.1. Критерии оценки образовательных программ дуального обучения

 

1. Соотнесение аспектов развития дуального обучения со стратегическими целями вуза/колледжа.

2. Наличие многостороннего договора «О сотрудничестве в рамках организации дуальной системы обучения», наличие двух-, трехсторонних договоров об оказании образовательных услуг в рамках дуальных программ, включающих обязательное трудоустройство выпускников.

3. Обеспечение эффективных форм коммуникации организаций образования с компаниями/предприятиями по реализации дуального обучения. Обеспечение эффективной обратной связи со студентами, преподавателями, наставниками от производства, участвующими в реализации дуальной программы.

4. Выбор партнеров для реализации образовательных программ дуального обучения. Наличие разработанных критериев выбора партнеров для реализации дуальных программ. Наличие сетевых структур и специализированной учебной инфраструктуры для обеспечения подготовки специалистов по дуальному обучению (учебные центры, предприятия, цеха, оборудование по профессиям и направлениям подготовки).

5. Соответствие профиля образовательной программы профилю предприятий и отраслевому профилю региона согласно Атласа новых профессий по регионам страны, Отраслевым рамкам квалификаций и профессиональным стандартам Республики Казахстан.

6. Наличие учебных центров при производственных предприятиях для производственного обучения на базе предприятий.

7. Внутренние нормативные документы и акты, регламентирующие дуальное обучение в учебном заведении.

8. Система внутреннего обеспечения качества образовательной программы дуального обучения. Участие преподавателей, наставников, студентов в поддержке политики обеспечения качества. Процедура пересмотра политики обеспечения качества по результатам мониторинга и анализа эффективности.

9. Академическая честность студентов и коррупционные риски. Процедуры апелляции и разрешение конфликтов интересов по результатам оценки знаний студентов теоретического и производственного обучения. Форс-мажорные обстоятельства при выполнении договорных обязательств и порядок их разрешения.

10. Рассмотрение и обсуждение вопроса «О дуальной системе обучения» в коллегиальном органе с участием социальных партнеров и других заинтересованных сторон (представители профессиональных сообществ, родительского комитета колледжа и др.).

11. Участие представителей компаний в коллегиальных органах вуза на уровне учебного заведения, факультета, кафедры, образовательной программы.

 

2. Разработка и утверждение образовательных программ, управление информацией

 

2.1. Критерии оценки образовательных программ дуального обучения

 

1. Внутренние нормативные документы и акты, регламентирующие процедуры разработки и утверждения образовательных программ дуального обучения в учебном заведении. Порядок обновления дуальных образовательных программ.

2. Наличие плана/графика учебного процесса/академического календаря, согласование его с соответствующим предприятием и администрацией вуза/колледжа.

3. Структура образовательной программы дуального обучения (распределение модулей по семестрам, трудоемкость модулей в кредитах и др., соотношение теоретического и практического обучения).

4. Отражение в образовательной программе модуля для формирования социальных навыков студентов (креативное мышление, работа в команде, этика и коммуникации, управление проектами, академические и деловое письмо, ораторское искусство и др.).

5. Наличие цифровой интегрированной платформы в вузах/колледжах по дуальному обучению.

6. Связь дуальных программ с потребностями региона по объему выпускаемых специалистов и направлениям их подготовки.

7. Соответствие образовательных программ дуального обучения современным технологическим процессам предприятий и требованиям к трудовым функциям специалиста.

8. Учебно-методическое обеспечение и информационно-коммуникационное сопровождение образовательной программы дуального обучения.

9. Обеспечение актуальности образовательной программы дуального обучения на основе мониторинга по ключевым аспектам программы для раннего выявления областей, требующих вмешательства и корректировки в ходе её реализации.

 

3. Организация обучения, студентоцентрированное обучение и преподавание, оценка

 

3.1. Критерии оценки образовательных программ дуального обучения

1. Организация дуального обучения определяет ответственность и полномочия за организацию, координацию, управление и оценку образовательной среды и процесса.

2. Обеспечение гибкости в организации процесса дуального обучения: согласованность этапов теории и практики.

3. Наличие и доступность в вузе/колледже руководства/путеводителя для студентов по дуальному обучению.

4. Определение структурных и коллегиальных органов управления по планированию и реализации образовательных программ дуального обучения для обеспечения ожидаемых результатов обучения в выбранной области профессии, методов преподавания и обучения, оценки знаний и навыков студентов, внедрения инноваций в образовательную программу.

5. Организация практической/профессиональной подготовки по дуальной форме обучения на производстве (оборудование рабочего места обучающегося, соблюдение техники безопасности, инструктаж по ТБ) и контроль обеспечения качества.

6. Назначение руководителя практики от вуза/колледжа и наставников от производства для контроля учебы и безопасности студентов.

7. Использование дидактических приемов, ориентированных на дуальное обучение (проектно-ориентированное обучение, обучение в действии и др.).

8. Организация качественного практического обучения и критерии его оценки, результаты практического обучения.

9. Организация качественного прохождения производственной и других видов практики и критерии их оценки.

10. Управление качеством практического обучения на предприятии, ответственность структур и лиц по обеспечению качества практического обучения, эффективность их работы.

11. Результаты обучения, инструменты (методы и методика) оценки учебных достижений студентов теоретического (на базе учебного заведения) и практического (на базе предприятия) обучения по образовательной программе, доступность для студентов. Вовлеченность студентов при определении методов оценки знаний студентов.

12. Удовлетворенность студентов условиями труда, обучения на производстве (оборудованность рабочего места обучающегося, соблюдение техники безопасности, инструктаж по ТБ).

13. Проведение встреч с представителями социальных партнеров и студентами (выпускными группами после завершения обучения) по результатам этапов реализации программ дуального обучения на базе вуза/колледжа.

14. Работа коллегиальных органов/рабочих групп по обсуждению результатов обучения и развития программ дуального обучения.

15. Выработка рекомендаций по совершенствованию основных направлений учебно-производственного процесса.

16. Наличие согласованных регламентов вуза/колледжа и предприятий о ведении отчетной документации студентом, ответственным преподавателем от вуза/колледжа, наставником от предприятия об организации практического обучения на производстве.

 

 

4. Прием студентов, успеваемость, признание и сертификация

 

4.1. Критерии оценки образовательных программ дуального обучения

1. На основании договора «О сотрудничестве в рамках организации дуальной системы обучения» отбор студентов для направления на практическое обучение на базе производства (для подушевого финансирования). Наличие критериев и согласованных между учебным заведением и предприятием процедур отбора обучающихся по дуальным программам.

2. Издание приказа руководителя учебного заведения об участии в конкурсе отбора студентов для направления на практическое обучение на базе производства. Определение квоты для студентов для дальнейшего обучения по дуальной системе на базе производства.

3. Профессиональная ориентация студентов по образовательным программам дуального обучения (готовность к обучению по выбранной образовательной программе, проведение экскурсии и стажировок в компаниях/предприятиях, информирование заинтересованных сторон и общественности), механизм и гибкость выбора мест производственного обучения и базы практик.

4. Условия набора студентов на дуальное обучение, прозрачность организации приема и отбора студентов. Оценка предподготовки абитуриентов/претендентов на образовательную программу. Учет и оценка предпочтений претендентов и их предпосылки к успешному окончанию выбранной учебной/образовательной программы.

5. Набор студентов и вовлечённость внутренних заинтересованных сторон в профориентацию, наборе и отборе студентов по профилю образовательной программы дуального обучения.

6. Коррупционные риски при приеме и отборе студентов на образовательную программу дуального обучения. Процедуры апелляции и разрешение конфликтов интересов абитуриентов/претендентов на образовательную программу.

7. Вклад студента в учебный процесс (академическая политика и этика студента), доводимость студентов до выпуска по образовательной программе (учет и механизмы выявления и предотвращения причин отчисления).

8. Наличие процедур признания ранее полученного практического образования и зачета кредитов, освоенных в ходе академической мобильности и/или практической стажировки.

9. Подтверждение студентами своих компетенций через квалификационный экзамен независимой оценки качества.

10. Определение и оформление соответствующего сертификата образования по дуальной системе обучения.

11. Уровень трудоустройства выпускников и их постдипломное сопровождение. На этапе пилотирования образовательной программы дуального обучения планирование мероприятий по трудоустройству выпускников на базе производственного обучения.

12. Удовлетворенность студентов и работодателей качеством обучения и подготовки  по дуальной системе.

13. Проведение встреч представителей социальных партнеров со студентами (выпускными группами по завершению обучения) на базе предприятий по результатам этапов реализации программ дуального обучения.

 

5. Педагогический состав и наставники

 

5.1. Критерии оценки образовательных программ дуального обучения

1. Кадровая политика учебного заведения по реализации образовательных программ дуального обучения. Академическая политика и этика преподавателей и наставников, профессионализм и критерий отбора. Распределение функций преподавателей и наставников.

2. Квалификационный уровень педагогического состава (показатели по количественному и качественному составу педагогов, категориям, научным достижения по профилю преподаваемых дисциплин) образовательной программы дуального обучения.

3. Квалификационный профиль наставника (построение работы со студентами, проведение научных и проектных исследований, консультирование, развитие собственных компетенций, профессиональное восприятие задач и понимание ролей и др.).

4.Норма времени педагогической нагрузки преподавателей и наставников, качество преподавания дисциплин, учебно-методическое обеспечение учебного процесса, внедрение результатов научных и научно-производственных проектов, научно-методических разработок в учебный процесс.

5. Оценка деятельности преподавателей и наставников, эффективности и качества преподавания. Процедуры отстранения от преподавательской и наставнической деятельности при низком уровне преподавания и наставничества, нарушении норм этики преподавателя и наставника. Процедура апелляции и разрешение конфликтов интересов.

6. Программа повышения квалификации преподавателей по профилю читаемых дисциплин и обучение наставников от производства.

7. Обеспечение обучения наставников со стороны производства на базе учебных центров повышения квалификации и переквалификации при производственных предприятиях.

8. Удовлетворенность наставников и преподавателей условиями труда обучения на производстве (оборудованность рабочего места обучающегося, соблюдение техники безопасности, инструктаж по ТБ).

 

6.  Учебные ресурсы и поддержка студентов

 

6.1. Критерии оценки образовательных программ дуального обучения

1. Наличие материально-технической базы для обеспечения надлежащей реализации образовательной программы дуального обучения, учебных помещений и оборудования для теоретического и практического обучения.

2. Наличие и доступ к актуальной учебной, учебно-методической и профессиональной литературе и источникам, современным информационным и коммуникационным технологиям.

3. Обеспечение безопасности среды обучения для преподавателей, наставников и студентов.

4. Оценка материально-технических и финансовых ресурсов для реализации образовательной программы дуального обучения. Устойчивость и учет рисков при развитии образовательной программы.

5. Финансовая компенсация и поддержка студентов компаниями/предприятиями.

6. Формы финансовой поддержки дуальных программ со стороны государства, вуза/колледжа, предприятия.

7. Наличие в вузе/колледже службы, ответственной за реализацию дуального обучения. Периодическое повышение квалификации сотрудников службы по реализации дуального обучения. 

8. Наличие служб поддержки студентов: академическая, консультационная, социальная и психологическая поддержка студентов; информационная поддержка и библиотечное обслуживание; пространство для развития профессиональных и личных интересов студентов; центр карьеры, академической мобильности и профессиональной стажировки.

 

7. Информирование общественности

 

7.1. Критерии оценки образовательных программ дуального обучения

1. Наличие на официальном сайте вуза/колледжа специальной вкладки (страницы) по дуальному обучению.

2. Наличие информации об образовательной программе дуального обучения (профильность предприятий и обучения, ожидаемые результаты обучения по образовательной программе, этапы реализации образовательной программы, реноме преподавателей и наставников, достижения преподавателей, наставников и студентов, план мероприятий по трудоустройству выпускников, развитие образовательных программ по дуальному обучению).

3. Наличие отзывов со стороны общественности о реализации дуальных программ.

 

 

+7 (707) 350-55-30
Алматы
© 2024 «Данный проект финансируется при поддержке европейской комиссии. Cодержание данной публикации/материала является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения европейской комиссии. Комиссия не может нести ответственность за использование информации, которая в ней содержится»