В настоящее время в Республике Казахстан появились новые возможности для внедрения передовых технологий и стратегий совершенствования профессиональной подготовки специалистов. Одной из таких стратегий является внедрение дуальной системы образования в Казахстане.
С 2021 года в рамках программы ERASMUS+ Повышение потенциала высшего образования стартовал проект KAZDUAL – «Внедрение дуальной системы в Казахстане» (регистрационный номер проекта - ЕС 618835-EPP-1-2020-1-KZ-EPPKA2-CBHE-SP). Проект направлен на развитие дуальной системы образования и на максимально эффективное сотрудничество между вузами, колледжами и компаниями, охвативший несколько регионов страны.
Анализ ситуации и результатов проводимых в Казахстане исследований показал, что в стране дуальная модель обучения достаточно активно используется в системе технического и профессионального образования, в вузах же пока дуальное обучение внедряется точечно и в виде элементов дуального обучения. Кроме того, в Казахстане существуют проблемы прогнозирования спроса на специалистов анализу потребностей тех или иных регионов в подготовке будущих специалистов.
Несмотря на положительный опыт казахстанских колледжей вузов, внедряющих дуальное обучение, в республике существуют такие барьеры для его эффективной реализации, как низкая заинтересованность работодателей в развитии партнерства; проблемы трудоустройства выпускников колледжей ввиду ограниченных вакансий на предприятиях; отсутствие крупных предприятий в отдельных регионах, что ограничивает возможности развивать дуальное обучение.
Исследование по оценке готовности работодателей к участию в дуальных программах обучения позволило выявить достаточный их интерес к сотрудничеству с вузами и колледжами в подобном формате, но в то же время показало нехватку заинтересованных в дуальном образовании предприятий.
Для повышения эффективности дуальной системы в Казахстане необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, разработка методических рекомендаций по реализации дуального образования, определение процедур аккредитации программ дуального высшего и профессионального образования, внедрение различных моделей дуального обучения.
Создаваемая в проекте KAZDUAL гибкая модель дуального высшего и профессионального образования позволит обеспечить максимальную эффективность сотрудничества между вузами, колледжами и компаниями в Казахстане и будет способствовать решению выявленных противоречий, даст дополнительный импульс развитию дуального образования в Казахстане в различных отраслях и регионах страны, в связи с этим результаты проекта KAZDUAL необходимо обобщать и широко транслировать в республике и за ее пределами.
Дуальное образование признано в мировом образовательном пространстве одним из эффективных механизмов достижения интеграции теории и практики профессионального образования. Отличительной особенностью дуального образования является равнопартнерские отношения и равная ответственность в подготовке специалистов и работодателей как заказчиков, вузов, и государства. Усиление фокуса всех заинтересованных субъектов дуального образования на формировании востребованных профессиональных компетенций будущих специалистов через увеличение практической подготовки в условиях производства/организации образования является ключевым звеном решения актуальных проблем повышения качества профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров.